К 25-ЛЕТИЮ МУЗЕЯ КАЙСЫНА КУЛИЕВА .

Печать
PDF
Индекс материала
К 25-ЛЕТИЮ МУЗЕЯ КАЙСЫНА КУЛИЕВА .
Вторая страница
Третья страница
Все страницы

article separator

ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ

(По документальным материалам Мемориального Дома-музея К. Ш. Кулиева)

   На земле существуют имена поэтов, которые на устах людей всего мира. Нравственный долг последующих поколений помнить прошлое, относиться к нему с трепетным чувством поклонения и уважения, ценить дела выдающихся предшественников, ибо, вспоминая Пушкина, можно сказать: «Земля была б без них мертва».

   Интерес к личности и творчеству Кайсына Кулиева всегда был высок и с годами он не уменьшается. « О поэзии его сказано многими, сказано хорошо и еще будет сказано, ибо она – явление, не ушедшее вместе с ним», – писала о Кайсыне Кулиеве Наталья Капиева.

    Всей своей жизнью и честнейшим служением литературе и народу Кайсын Кулиев заслужил благодарную память потомков.

   Кайсын Кулиев умер 4 июня 1985г. Согласно завещанию поэта, его похоронили в Чегеме, в саду дома, где он жил в последние годы. 31 октября 1987 года, по решению Правительства КБР, в нем был открыт Мемориальный Дом-музей К. Ш. Кулиева. После ухода из жизни великих людей их имена остаются навечно в народной памяти. Хранить эту память помогают и их мемориальные музеи. Сам Кайсын Кулиев хотел, чтобы его дом стал музеем, чтобы все в нем оставалось, как прежде, как при его жизни. И это понятно, ибо поэт предельно выражается в своем жилище, в котором все как бы одухотворено им.

   Кайсын Кулиев хотел, чтобы в его доме хранились рукописи, вещи архив. Но так, как он хотел, не получилось. Обстоятельства оказались сильнее воли и желания поэта, в музее осталась малая доля важных документальных материалов, рукописей.

   Но музей существует, он не стал мертвым и заброшенным. Усилиями его работников поддерживается жизнь музея, порядок в нем, он пополняется новыми экспонатами. Особую теплоту вносит то, что все его работники - близкие для поэта люди.

   С первых дней существования музей стал культурным центром, объединяющим всех мыслящих, творческих людей. Здесь проводятся Дни Памяти поэта, отмечаются его юбилейные даты, организуются литературные встречи, презентации книг, проводятся выставки. В 2000г. в нем основан Музей живописи Евразии по инициативе поэта Юруслана Болатов. Первым экспонатом стала картина «Прометей», подаренная Дому-музею автором, сыном Кайсына Кулиева Азаматом.

   Кайсын Кулиев обладал бесценным даром – быть верным и преданным дружбе. Среди его друзей были выдающиеся личности современности. География дружеских связей была огромна, что отмечал и сам поэт: « У меня много друзей от Ленинграда до Еревана, от Махачкалы до Ашхабада, от Сахалина до Карпат. Их письма, их телеграммы доставляют мне большую радость и утешение, когда мне горько»

   После смерти Кайсына Кулиева, отдавая дань памяти, в Дом-музей приходили его друзья: Чингиз Айтматов, Расул Гамзатов, Давид Кугультинов, Алим Кешоков, Нафи Джусойты, Сильва Капутикян, Левон Мкртчян, Мурад Кажлаев, Исхак Машбаш и многие другие.

   Теперь свою любовь они выражали в другой форме. Не могут не волновать строки, оставленные ими на страницах «Книги отзывов» музея. Самая первая запись в ней сделана в день открытия Дома-музея 31 октября 1987г. Алимом Кешоковым: «Сегодня заполняется первая страница книги, которой не суждено иметь конца, ибо дороги со всех концов земли ведут в этот дом, ставший вечным источником поэтического вдохновения. В этом доме горит в очаге огонь и каждый может согреться у этого огня, услышать живой голос друга. Вечная благодарность тем, кто так заботится о сохранении памяти нашего незабвенного друга Кайсына Кулиева. Алим Кешоков»

   Не один год приезжал на юбилейные торжества и Дни Памяти его ближайший друг Давид Кугультинов, о котором сам поэт с восхищением говорил: « Умница, философ» . В своей записи Давид Кугультинов ретроспективно возвращается к главенствующей теме поэзии К. Кулиева – к образу раненого камня. Читаем его взволнованные строки: « Я увидел тебя, Кайсын, в камне. Помоги этому камню не быть раненым, научи его быть тобой. Он мудрый, он будет когда-нибудь таким, как ты и всех кто видит этот камень, научит быть Кайсыном. А мы с тобой скоро встретимся и будем вместе тосковать по милой Земле, прекрасной, чтобы ни творилось на ней, ибо все проходит, а ты остаешься. Д. Кугультинов. 22 июля,1994г.»

   Особенным чувством отмечены и слова других поэтов, друзей Кайсына Кулиева: « Дорогой Кайсын! Вот мы и встретились с тобою - мраморным, но мы помним тебя живого, стремительного и крылатого! Будь вечен в этом светлом не трагичном мире! Твои поэты, братья твои! В. Сорокин, Исхак Машбаш, В. Марченко. 23 июля, 1994г. »

   В 1991г. Расул Гамзатов приехал к своему незабвенному другу с женой Патимат и вот, что они написали в книге отзывов: « Наш Великий брат Кайсын! Прости нас, что мы редко бываем у тебя в Чегеме, но ты всегда в нашем доме и в наших сердцах. Расул и Патимат Гамзатовы. 23 марта.1991г.» Затем через три года Расул вновь приехал в Дом-музей, и такие слова написал в этот раз: « Дорогой брат! Я снова у тебя, зову своего любимого поэта, но опять тебя нет. Мне больно. Я был моложе тебя, а теперь старше тебя. Ты помогаешь мне жить и работать. Я благодарю Кавказ, Кабардино-Балкарию, которые подарили миру тебя поэта века и планет. Р. Гамзатов. 4 июля. 1994г.»

   В этих текстах памяти все друзья поэта выразили свою безмерную любовь к другу, воздали должное его личности и таланту.

  Мемориальный Дом-музей ежегодно посещает большое число почитателей его поэзии. Постоянно бывает в музее беззаветно любящий поэта, преданный его друг Нафи Джусойты, который оставил в книге отзывов музея много записей. Хочется привести одну из них: «Издравствуй, Кайсын! Здравствуй брат мой, друг мой! Вот уже 10 лет я говорю с тобой, беседую, кричу, во снах своих пою с тобой, но ты не отзываешься Словом... Получается грустный нескончаемый монолог... Пребудь Кайсын всегда с нами со своей мудростью, со своим Словом и Песней! Мы вечные твои должники и об этом никогда не Забываем. Во дни Печали мы все, во всяком случае Я, греем свои измученные и заволоженные бедой сердца у твоего очага, светом твоего Слова, Песни, Мудрости. Пребудь всегда с нами, даже когда мы этого не достойны. Всегда и всюду, до смертного часа твой Нафи Джусойты. 4.6. 95 г.».