Кайсын Кулиев в социальной памяти народов

Печать
PDF

article separator

Доктор философских наук 
Эфендиев С.И.

Кайсын Кулиев в социальной памяти народов
России, СНГ и дальнего зарубежья

                         25 лет тому назад ушел из жизни талантливый балкарский поэт, который оставил неизгладимый след в духовной культуре человечества. После ухода из жизни великих людей их имена остаются навечно в народной памяти. Память – это самый могучий социокультурный феномен, который передается тысячелетиями из поколения в поколение и тем самым закрепляется в генетическом коде этноса. Благодаря этому сохраняется преемственная связь духовной жизни общества.

                        Его уход из жизни был огромной и невосполнимой утратой для мировой художественной культуры. Без Кайсына Кулиева невозможно представить современную мировую художественную литературу. Он занимает достойное место на небосклоне мировой культуры. Имя его широко известно на всех континентах земного шара. Ни один человек при жизни не получил такого признания, как великий поэт современности - второй половины XX века. Это Кайсын Кулиев заслужил своим могучим талантом и бессмертными стихами и поэмами. 

                         Мировое признание к Кулиеву пришло после выхода в свет в 1964 году книги «Раненый камень». Этот сборник, как подчеркивают многие исследователи творчества Кулиева,- выдающееся явление мировой поэзии, его появление было громадным шагом в развитии художественной литературы балкарского народа. Именно эта книга и принесла всесоюзную известность и мировую славу поэту.

                         Переводчик и талантливый поэт Арсений Тарковский говорил: «… стихи Кулиева – это настоящая поэзия. Кайсын Кулиев   поэт маленького народа, вышедший на общечеловеческое поприще поэзии. Если сделать некое арифметическое вычисление, то можно сказать, что народ Кайсына Кулиева – народ удивительно одаренный: если бы у нас было такое соотношение, то у нас прекрасных поэтов должно было бы быть семь тысяч... Кайсын Кулиев в своих стихах говорит от лица своего народа, но он - поэт всего мира... »

                          Здесь особо хочу подчеркнуть, что благодаря творчеству Кайсына Кулиева, известные отечественные и зарубежные деятели культуры второй половины XX века говорили об исключительном даровании балкарского этноса, заложенном в его генотипе Космосом, Природой, Богом.

                          Кайсын Кулиев – самая яркая звезда в истории духовной культуры балкарского народа. Он во всех отношениях был личностью. В истории балкарского народа не было людей, которые подобно Кулиеву, так гармонично сочетали в себе все качества высокообразованного человека. Способности Кулиева были безграничны, его многогранность была поразительна. Он сумел сказать новое слово в истории культуры, литературоведения, критики и этнофилософии балкарского народа.

                          На международной конференции, посвященной 60 – летию депортации калмыкского народа, в октябре 2003 года в городе Элисте, в беседе со мной Давид Кугультинов вспомнил слова Католикоса Армении Вазгена Первого: «Кайсын Кулиев – самый образованный человек в тюркском мире». Далее Давид Никитич дважды подчеркивал: «Это сказал Католикос, а не кто-нибудь». 

                          Все армяне, живущие в нашей стране и за рубежом, — говорил известный литературовед и писатель Левон Мкртчян, — обязаны Кулиеву за то, что он написал превосходные стихи об Анаите и Комитасе и великолепные очерки о М. Сарьяне, А. Исаакяне, А. Туманяне, Сильве Капутикян. Зарубежные армяне, которые живут во многих странах Европы, Америки, Австралии, Африки, Среднего и Ближнего Востока, писали Католикосу Вазгену Первому: «Передайте от всех армян, живущих зарубежом, Кайсыну Кулиеву, что нынешнее и будущее поколение вечно будет благодарно за увековечивание памяти Комитаса и Анаита. Мы, потомки Наапета, Сарьяна, Туманяна, Исаакяна, никогда не забудем имя великого балкарского поэта, выдающегося сына Кавказа. Мы живем в дали от Родины, но Кулиев нам родной человек, имя его армяне произносят с гордостью» . В одном из своих выступлений К. Кулиев говорил:"... армяне в моей крови. Армяне вошли в мою духовную культуру древней историей и со своими ранами как раненный камень Чегемского ущелья." 

                          На каждом этапе развития общества из гущи народных масс выдвигались на передний край общественно – политической культурной жизни крупные личности, которые выражали интересы народа, определяли основные пути развития науки, художественной культуры. Кайсын Кулиев оказывал большое влияние на подъем художественной культуры балкарского народа. Он был возвышающим колоссом во всех сферах общественной культурной жизни балкарского народа. Его сердце, Муза и жизнь служили родине. Верно говорил известный композитор Г. Свиридов, что после ухода из жизни Кайсына Кулиева огромная Россия осиротела.

                        Поэзия Кайсына Кулиева – это непроходящая страница в истории мыслителей культуры балкарского народа, так как он является интеллектуальной вершиной балкарского народа. Все мы обязаны Кайсыну Кулиеву тем, что он расширил геокультурное пространство второй половины XX века, чтобы балкарская культура вошла в систему мировой художественной культуры, в этом заключается неоценимая заслуга национального гения перед историей балкарского народа.

                        Кайсын Кулиев был большим гуманистом и истинным сыном своей великой Родины. На дорогах войны поэт - фронтовик, много раз слышал плач и стоны раненных. В годы Великой Отечественной войны поэзия Кайсына Кулиева стала выразителем мыслей и чувств миллионов людей советской страны. Его многочисленные патриотические стихотворения, такие, как «Перед боем», «Горцам», «Земля моя», «Дедовский дом», «Клятва», «Самое дорогое», «Всегда гордился тем, что горец я» были опубликованы на страницах центральной печати, а также в газетах союзных и автономных республик Советского Союза. В 1942 году Совинформбюро по радио передавало стихотворение «Всегда гордился тем, что горец я» на 14 языках Европы.

В 1942 году литературный критик Лия Ерусалимчик писала, о Кайсыне Кулиеве: «Его поэзия перерастает национальные рамки по значимости содержания и потрясающей силы чувств, приобретает общечеловеческий характер». Высоко оценила патриотические мотивы поэзии Кайсына Кулиева Елена Дмитриевна Стасова. Она назвала Кайсына Кулиева огненным сердцем Кавказа, ярким представителем мужественных горцев, огромным талантом, в котором есть доброта и сила. Александр Фадеев говорил: «Прекрасный балкарский поэт Кайсын Кулиев, подлинный горец и подлинная поэзия».

Поэт при жизни получил широкое признание у многих народов России, СНГ и зарубежных стран. Где бы ни был, с кем бы не встречался Кайсын Шуваевич, у каждого человека в душе оставил большой неизгладимый след своей добротой и любовью ко всему живому и неживому. Он, как магнит притягивал к себе людей, сам был любимцем миллионов людей. От него шли биотоки, согревающие душевной теплотой, которые оказывали большое воздействие на настроение людей. В этом величие Кайсына Кулиева, как поэта и человека. Своей душевностью, поэт всегда покорял публику, когда выступал перед читателями и почитателями его таланта и когда вел непринужденные беседы с жителями сел и учениками школ, студентами вузов. И тем самым он оставил духовный след у слушателей. Поэт всегда был связан органически со своим народом. Его крестьянское происхождение, оказало большое влияние на его национально-историческое мышление. Отсюда не- приходящие, всечеловеческие, духовные ценности  поэзии Кайсына Кулиева.

Смысл жизни поэт выразил так:

Я много жил, но что я понял, кроме
того, что ночь черна и светел снег,
что и собака в опустевшем доме
скулит и плачет, словно человек?

Я понял, как позорно злое дело,
неправый суд, который мы вершим,
и понял я блаженство быть умелым
и делать дело, нужное другим.

Перевел Н. Гребнев

Кайсына Кулиева читают десятки миллионов людей нашей планеты. В России, СНГ и во многих зарубежных странах хорошо знают поэзию К.Кулиева, потому что его книги переведены на 140 языков мира. Он издавался во многих столицах и городах Европы, Азии и Америки: Гаване, Софии, Мадрасе, Дели, Улан-Баторе, Скопле, Варшаве.

Творческая деятельность Кулиева – это диалектика литературной эпохи развития художественной культуры балкарского народа. Своей деятельностью и гуманистическими идеями Кулиев духовно возвысил балкарский народ. У него был непререкаемый авторитет среди людей России, СНГ и зарубежных стран. Его поэтическое творчеств высоко оценили А.Фадеев, Д. Кедрин, Б.Пастернак, Н. Тихонов, М. Шолохов, К. Симонов, А. Твардовский, Е. Евтушенко, С. Вургун, А. Кулешов, Ч. Айтматов, Р. Гамзатов, Мустай Карим, Д. Кугультинов, И. Абашидзе, Зульфия, Микола Бажан, А. Нурпеисов, Олжас Сулейменов, Мухтар Шаханов, Мирзо Турсун-заде и другие поэты и писатели. Высокую оценку поэзии К.Кулиева дали многие зарубежные деятели культуры и искусства, общественно – политические деятели, такие, как, Индира Ганди, французский писатель Робер Мерль, Марта Вебер из Германии, Николас Христозов из Болгарии, Альберт Расмусен из США, Антал Гидаш из Венгрии, В.Йелинек из Чехословакии, Витольд Домбровский из Польши, Латауверс из Голландии, пакистанский поэт  Фаиз Ахмад Фаиз и другие.

В истории имеется немало примеров, как после смерти выдающихся людей, которые внесли огромный вклад в развитие философии культуры, шел спад духовного потенциала народа. В результате этого происходил закат. Так это было в Древней Греции после смерти Аристотеля.
После ухода Кулиева из жизни, мы все чувствуем, что нет такой личности у нашего народа, которая бы сплачивала творческую и научную интеллигенцию. У Кайсына Кулиева была мощная интеллектуальная способность объединять, вдохновлять людей и направлять их деятельность в созидательное русло. Мы, его современники, всегда ощущали на себе его доброту, поддержку во всех начинаниях.

Кайсын Кулиев всегда был в эпицентре общественно – политической жизни страны. Без его участия не проходило ни одно мероприятие в Советском Союзе.
Кайсын Кулиев занимает в истории балкарского народа сущностное место. Он оставил нам богатый духовный мир. Вечной является только память. Память – основа совести, нравственности и культуры. Хранить и беречь – это наш национальный и нравственный долг перед потомками. Только при таком подходе можно сохранить и передавать из поколения в поколения, имена великих людей, которые обогатили духовно - нравственные ценности, способствовали формированию национального духа, как социокультурного феномена исторического сознания. Кайсын Кулиев вечен. Он остался в наших сердцах, как выдающийся поэт и великая личность, простым, добрым, отзывчивым человеком. Таким весь мир знает нашего прославленного поэта и большого гуманиста XX века. Поэзия К. Кулиева стала достоянием современной цивилизацией, нет в мире такой страны, которая не знает Кайсына Кулиева.

Кайсын Кулиев олицетворяет важный этап в истории развития художественной культуры балкарского народа. С именем К. Кулиева связано наступление новой фазы в истории культуры балкарского народа. Для нашего народа, он остается вечным спутником и огненным факелом. Это, можно сказать, немеркнущий свет в истории духовной культуры балкарского народа.

Стихи Кайсына Кулиева цитировали и цитируют известные общественно-политические деятели ХХ и ХХI веков. Так, в 80-е годы на Международном Конгрессе миролюбивых сил известный общественно-политический деятель, глава правительства Индии Индира Ганди в своем выступлении приводила стихи Кайсына Кулиева:

Первой пулей на войне любой
Поражает сердце материнское.
Кто б ни выиграл последний бой,
Но страдает сердце материнское

Перевел Н. Гребнев

А спустя 30 лет в  феврале 2008 года Президент Российской Федерации Владимир Путин  на саммите глав государств СНГ,  процитировал строки Кайсына Кулиева:

Легко любить все человечество,
Соседа полюбить сумей .

Все это свидетельствует, что строки из стихов Кайсына Кулиева стали философскими афоризмами. Имя его бессмертно. Он останется вечно в социальной памяти человечества, так, как в своей поэзии К.Кулиев поднимал глобального масштаба общечеловеческие проблемы.

Кайсына Кулиева приглашали многие страны. Он выступал перед огромными аудиториями Парижа, Берлина, Варшавы, Праги, Македонии, Дели, Бомбея, Улан-Батора, Токио, Нагасаки и т.д. После его выступления в самом старом и знаменитом Сорбоннском университете перед студентами и преподавателями, газета «Монд» писала: «Творчество Кайсына Кулиева – это шедевр мировой культуры. Он стоит в ряду с гениальными поэтами мира – Данте Алигьери, Байроном, Пушкиным, Мицкевичем, Лоркой. Кулиев не просто поэт. Он больше, чем поэт. Кайсын Кулиев поэт в философии и  философ в поэзии» . При жизни поэт получил такую высокую оценку в Европе.
Несмотря на все это Кайсын Кулиев был очень скромным человеком. Об этом говорил татарский поэт Назар Наджми: «Для меня Кайсын как пророк. И не только как пророк, но и святыня. При жизни он поднялся на мировой уровень. Это редкое явление в истории культуры. Его поэзия стала достоянием Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии. Несмотря на все это, К. Кулиев остался самим собой – щедрым, добрым, доступным. Его душа была чуткой ко всем народам».

Особо следует отметить, что центральное место в поэзии К.Кулиева занимает – Человек, Природа и Идеи гуманизма. В мировой поэзии никто до него не воспел камень так, как Кулиев. Благодаря его поэзии разноцветные скалы, высокие горы и утесы, отвесные стены Черекского, Хуламо – Безенгийского, Баксанского, Чегемского ущелья получили философско – эстетическое звучание.

К.Кулиев оставил большой след не только в области художественной литературы, но и в истории общественно – политической жизни Советского Союза. Он неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, был секретарем Союза писателей РСФСР и СССР, членом Советского Комитета Защиты мира, работал председателем Кабардино-Балкарского отделения Комитета Защиты мира, ему была присуждена Государственная премия РСФСР им. М. Горького за сборник стихов «Раненый камень», а посмертно ему была присуждена Ленинская премия за его последнюю книгу «Человек. Птица. Дерево.». Поэт был награжден многими медалями и орденами за свою долголетнюю деятельность на благо Отечества.

К.Кулиев был и остается уникальным духовным феноменом в национальном самосознании балкарского народа. Духовное наследие – могучий фактор, который оказывает громадное воздействие на мировоззрение и формирование интеллектов широких кругов интеллигенции.

Поэт о себе скромно сказал:

Я жил, работая во имя хлеба,
Я воду пил, вина впивал я хмель.
Я славил эту землю, это небо,
Жил праздно и трудился, словно шмель.
Перевел Н. Гребнев

К. Кулиев достойно представлял Кабардино-Балкарию и свою страну на всех международных форумах, в любой аудитории и беседах с выдающимися политическими и государственными деятелями, дискуссиях по вопросам культуры. К.Кулиев был достойным сыном своего народа и великим Гражданином нашей планеты. Гегель говорил, философия – это эпоха, схваченная в мысли.


Эфендиев С. И.,
доктор философских наук, профессор.

1. ЦГА КБР, ф. 852, оп. 6, ед. хр. Л. С. 40-43
2. Личный архив проф. С.И. Эфендиева
3. Кулиев К. Собр. соч. в 3 томах. – М., 1987, Т.1. – С. 153.
4.Газета «Кабардино-Балкарская правда». – 2008, 29 августа.
5. Газета «Единая Россия в Кабардино-Балкарии». – 2007, 25 октября.
6. Эфендиева Т. Е., Эфендиев С.И., Эфендиев Ф.С. Кайсын Кулиев – символ национальной духовной культуры. – Нальчик: ЭЛЬ-ФА, 2006. – С. 475.

article separator